К ученым попали тысячи писем, ждавшие своих адресатов 300 лет
2600 конвертов, многие из которых до сих пор не распечатаны, были когда-то сохранены голландским почтмейстером, а сейчас изучаются академиками
В руки ученых попали уникальные свидетельства минувших эпох - 17 века и начала 18-го. Подбитый изнутри льняной подкладкой темнокоричневый кожаный баул с выгнутой крышкой был ещё в 1926 году подарен почтовому музею в Гааге. С тех пор он так и стоял там плотно закрытым, да ещё и опечатанным. Только сейчас начали исследовать его содержимое - 2600 писем, которые долгие столетия терпеливо хранили секреты своих адресантов и адресатов, сообщает The Guargian.
Вот ведь как бывает: крик отчаявшейся женщины, молившей о помощи, был услышан (а, вернее, прочитан) с опозданием в 300 лет. К тому же узнал о её тяжелом положении вовсе не тот, к кому она обращалась, а современный ученый. Адресат же, зажиточный торговец из Гааги, отказался принять послание, подозревая, что в нем содержатся нежелательные новости о том, что он вскоре станет отцом.
Письмо это является частью того необыкновенного клада, который хранился на протяжении веков в Нидерландах. В числе тщательно упакованных «приветов из прошлого» - послания аристократов, шпионов, купцов, издателей, актеров, музыкантов, малограмотных крестьян и высокообразованных людей с красивым почерком. Они написаны на французском, испанском, итальянском, голландском и латинском языках.
А это, которое уже расшифровано и переведено, отправлено еврейскому купцу в Гааге некой незнатной женщиной от имени «общего друга». Под «другом» подразумевалась певица Гаагской оперы, которая, оказавшись в Париже, обнаружила, что находится в положении. Это была катастрофа, жить стало не на что, работу она потеряла. Ей нужны были деньги, чтобы возвратиться домой.
“Вы можете по-божески без труда понять истинную причину ее трагедии. Я не способна облечь в слова всю бездну её отчаяния, это не поддается описанию. Подумайте о том, что денежное обеспечение может возвратить её к жизни”, - говорится в письме. На конверте стоит пометка, означающая, что купец отказался его принять. Судьба бедной певицы неизвестна. Даниэль Старза Смит из Оксфордского университета, который тщательно изучил полный текст, говорит, что что этот человек был, несомненно, отцом ребенка и виновником того, что женщина оставила сцену.
Работой с необычным кладом занимается интернациональная группа специалистов из Лейдена, Оксфорда, Массачусета и других университетских городов. Ученые используют специальную методику сканирования, позволяющую исследовать содержимое без вскрытия посланий или повреждения печатей на них. Отправления сложены в виде конвертов самыми различными способами, что тоже представляет интерес для историков.
Письма были отправлены в период между 1680 и 1706 гг, это было время постоянных войн и политических потрясений в Европе. Сохранились «сокровища» благодаря супружеской паре, Симону де Бриенну и Марии Жермен, почтмейстеру его возлюбленной из Гааги. Супруги были довольно предприимчивы, некоторое время провели в Англии (Симон служил чиновником при дворе Вильгельма III). Потом должность была выгодно продана «за £1,550 и бочонок Бургундского», а пара отбыла домой в Голландию.
В те времена письма оплачивались получателем, и порой случалось так, что адресат не мог «выкупить» послание по разным причинам: например, менял адрес, попадал в тюрьму, воевал или просто уже лежал в могиле. Даниэль Старза Смит полагает, что семейство почтмейстера придерживало эти недоставленные или «отказные» конверты в надежде, что в один прекрасный день они будут востребованы и оплачены. «Что-то в этих письмах, замороженных транзитом, дает ощущение пойманного момента истории, словно мы застали врасплох мгновение из прошлого, - говорит Смит - Многие отправители и получатели были людьми, которые путешествовали по всей Европе, например, бродячими музыкантами, религиозными изгнанниками. Баул сохранил письма людей разных сословий, и женщин, и мужчин. Большинство документов тех времен, которые дошли до нас, свидетельствуют о жизни элиты – аристократов, придворных, чиновников, состоятельных людей. А эти расскажут нам и о других слоях общества. Здесь - те люди, чьи записи редко сохраняются, так что, мы получили фантастическую возможность услышать новые исторические голоса».
Часть текстов даже сохранила качества разговорного языка, часто в них отсутствуют знаки препинания. Многие авторы ссылаются на политические потрясения, рассказывают о разбоях, религиозной дискриминации и других опасностях. Один человек написал в 1702 году из Франции, из Нанси, чтобы его брат-музыкант не пытаться проехать через Париж, поскольку его коллега, тоже музыкант, был там принудительно мобилизован и уже служит армии. Он добавил: «Если приедешь, не бери с собой сюда свой инструмент или что-нибудь еще...»
Конечно, чаще всего проблемы, переживания касаются личной жизни. Одна девушка, например, с горечью вспоминая «обещанную верность», на которую откликнулась всей душой, приложила вырезаннного из бумаги раскрашенного голубя, держащего пламенное сердце. Кем бы ни был коварный любовник, он так никогда и не ощутил мук совести, зато голубок, символ любви и надежды, пережил столетия и каким-то чудом донес до нас сердечный порыв наивной девушки.
http://www.kp.ru/daily/26455.7/3325828/